Лекцию «Новая эстетика: как машины стали самостоятельными и научились творить и вдохновлять» прочитает на площадке ЗИЛа культуролог Стелла Гурцкая. Встреча запланирована на вторник, 17 декабря, 19:30. Анонс мероприятия появился на официальном портале центра.
Жизнь современного человека очень тесно связна с технологиями и цифровым миром. Интернет проникает во все сферы нашего существования, в том числе, и в мир визуального искусства, создавая элементы новой эстетики.
Впервые этот термин использовал лондонский писатель и художник Джеймс Бридл, автор работы «The Dark Age: Technology and the end of the Future». Концепцию он раскрыл через свой блог на портале Tumblr, собирая доказательства, которые так или иначе отражают пересечение окружающей среды с вычислительными процессами машин.
— Бридл понимает эти доказательства, как новый способ видения мира, – рассказала «Даниловскому вестнику» спикер встречи Стелла Гурцкая. — Как «эхо» общества, технологий, политики, и людей, которые их производят. Грубо говоря, можно определить объекты новой эстетики как те, что имеют цифровое происхождение: от простого HTML кода до вебсайтов, от приложений на iOS и Андроиде до дата-баз. То, что здесь является важной составляющей –– все большая независимость систем, которым мы доверяем управление. Современные программы, можно сказать, живут своей жизнью, выходя за рамки намерений веб-разработчиков, собирая все больше данных и позволяя алгоритмам постоянно меняться.
По словам культуролога, проявления новой эстетики можно найти в самых неожиданных вещах, даже в бумажных деньгах, которыми люди пользуются ежедневно:
— Конкретными примерами влияния новой эстетики являются норвежские банкноты, выпущенные в 2014 году, клип Канье Веста «Welcome to Heartbreak» или «Rap God» Эминема. Это не совсем о теории красоты 21 века, а скорее о подходе к осмыслению нашего восприятия окружающего мира, переплетенного со слоями алгоритмов и вычислений.
Современный человек сильно подвержен влиянию компьютерного мира, поскольку нет четкой границы между реальностью и виртуальностью, материальным и цифровым, живым и не живым. Как отмечает Стелла Гурцкая, мы находимся не в двух реальностях одновременно, а в смешанной, где уже невозможно одно без другого.
— Все-таки традиционное искусство заменить цифровым не выйдет, однако замечу, что нейросети сейчас учатся писать картины и, если человек может произвести ограниченное количество картин за свою жизнь, и поэтому картины могут стоить сотни миллионов долларов, то нейросеть способна делать такие картины хоть каждый день. И тогда, возможно, суть будет не в покупке картины, а во владении алгоритмом, который эту картину создал. Цифровое искусство, как мне кажется, не уничтожит все то, к чему мы привыкли, но дополнит все то, что у нас уже есть. А нейросети пока еще не такие умные, чтобы писать для нас книги, но, возможно, все еще впереди.
Культуролог также поддерживает изучение новой эстетики в вузах — сама Стелла читает лекции на эту тему в университете своим студентам и по их вовлеченности понимает, что это близко практически каждому:
— Это связано с ощущением, что мы делим мир с кем-то еще. Более того, цифровой код, который лежит в основе новой реальности, на мой взгляд, перекликается или же становится частью нашего собственного культурного кода. И это то, что я хотела бы более подробно исследовать и более популярным языком донести до аудитории, которая интересуется такого рода вещами. Я думаю, что важно пытаться осмыслить влияние «вычислительности» на нашу жизнь и культуру на более глубоком уровне, поскольку мы имеем дело не просто с машинами, которые выполняют наши указания, мы наделяем эти машины самостоятельностью.
Лекция «Новая эстетика: как машины стали самостоятельными и научились творить и вдохновлять» пройдет в малом зале КЦ ЗИЛ. Посетить ее можно бесплатно, для этого необходимо пройти предварительную регистрацию.
Фотографии предоставлены Стеллой Гурцкая
Метки: «ЗИЛ», лекция, Стелла Гурцкая, цифровой мир