
Тематический поезд «Малый театр» вышел на Замоскворецкую линию метро 30 марта. Спецкорр Объединенной редакции – о людях, о поездах и о людях в поездах.
Кулисы открываются…
Веревочки наушников болтаются в коленях. В последний раз я такое видел в две тысячи тринадцатом, когда на одинцовскую электричку упал кран – все пассажиры сняли наушники и смотрели, как машинист выбирается из раскуроченной кабины. Здесь – другое: тоже раскрытые рты, сосредоточенный взгляд, веревочки наушников у колен, но – улыбки. Хотя фотографируют так же.
Поезд «Малый театр» запустили ровно неделю назад, и пассажиры только привыкают к дверям- кулисам, голосам актеров да цитатам великих. Дети тянут ручки к динамикам, когда из них доносятся слова Шаляпина.
Старушка лет восьмидесяти останавливается у дверей, щурится даже из-под толстенных очков и читает Корнейчука.
«Солдаты не пишут, а воюют…»
Спрашиваю: А что вы плачете?
— Строчка сильная, — отвечает и отворачивается.
А внутри, тем временем, цитируют Герцена. Нововошедшие сначала привычно толкаются локтями с тем самым утренним выражением лица, потом видят, что что-то не так, замечают надписи на стенах, афишки старых лет, и тоже снимают наушники.
Двери закрываются, поезд идет дальше. Судя по возгласам, минимум трое пропустили свою станцию – зачитались. Суетливо собирают вещи, но взгляда не отводят – еще не все прочитано.
Подхожу к девушке с синими волосами, которая остановилась на цитате из «Слуги двух господ» Гольдони (который, кстати, выпал мне на последнем экзамене в вузе, и который, кстати, спас меня от жуткого неуда).
— Я слышала об этом поезде и раньше, да вот никак не удавалось попасть. И вот – «Малый театр» в подземке. Восторг! Видите, да, все фотографируют, наушники сняли, я вот никогда такого не видела раньше. Жаль, выхожу на следующей, но буду ловить его в следующий раз.
Выходит. А поезд идет дальше.
Еще Лотман, помнится, писал, что главная задача искусства – отойти от прямого отображения жизни в мир знаков и абстракций. Так какой же это по силе знак, когда люди заходят в вагон, как на сцену?..
— Конечная, просьба выйти из вагона, — говорит мне механический голос.
… кулисы закрываются, и поезд уходит в темноту тоннеля.
Текст: Егор Завгородний
Фото: сайт мэра Москвы
Метки: искусство, культура, Малый театр, метрополитен, транспорт