Как столичные энергетики справляются с подтоплениями в подземных коллекторах в весенний период, и почему граффитчики угрожают им больше, чем непогода, узнал наш корреспондент, который вместе со специалистами спустился в «подземелья» Даниловского района.
Весна для энергетиков «Московских кабельных сетей» – сезон особой ответственности. Во время интенсивного снеготаяния талая вода, просачиваясь через грунт, может попадать в коллекторы, подмывать кабели, заложенные в земле и представлять опасность, учитывая то, какое напряжение установлено в кабельных линиях. Поэтому каждую зиму, еще до начала паводка, специалисты проводят пробные пуски систем откачки воды, проверяют состояние ливневых стоков, определяют места возможного подтопления. К ним относится и Автозаводский коллектор, расположенный в низком месте москворецкой излучины, недалеко от старого русла реки. Для того, чтобы показать, как московское кабельное хозяйство подготовилось к весне, в коллектор и пригласили журналистов.
Коллекторы строятся там, где над кабельной трассой располагаются крупные объекты. Делается это для того, чтобы обслуживать кабели в условиях невозможности проведения земляных работ. Так, Автозаводский коллектор длиной 140 метров был прорыт одновременно со строительством Третьего транспортного кольца. Он пролегает параллельно пешеходному мосту, соединяющему улицу Трофимова с 1-м Кожуховским проездом.
Входы в Автозаводский коллектор расположены по обе стороны Третьего транспортного кольца. Для непосвященного человека они могут показаться вентиляционными шахтами метро, тем более что рядом проходит Замоскворецкая линия. Для того, чтобы попасть в коллектор, нужно спуститься в вертикальную шахту, куда ведут металлические лестницы. Впервые попав сюда, чувствуешь себя героем фильма про войну, укрывающемся в стратегическом военном бункере.
И ощущение это верное. Коллектор – объект мирный, но действительно стратегический. Через него ток напряжением в 110 киловольт течет от до подстанции «Автозаводская» на проспекте Андропова. Оттуда энергию подают в парк Коломенское, на станцию метро «Технопарк», в Московский ремонтно-механический завод, а еще сразу на несколько кабельно-насосных станций и других объектов коммунального хозяйства. Поэтому просто так в коллектор не попадешь – вход надежно контролируют датчики движения. Но на этот раз для журналистов сделали исключение.
Стоит отметить, что каждый раз спускаться вниз, чтобы проверить работу всех систем, необязательно — на поверхности есть щит управления, с помощью которого специалисты могут контролировать ситуацию.
Автозаводский коллектор на самом деле состоит из двух блоков. Один, покороче, глубиной шесть метров, проходит под 2-м Кожуховским проездом. Именно сюда попадаешь по первой шахте, спустившись вниз в районе улицы Трофимова. И именно тут прямо из стены шахты выходят те самые высоковольтные кабели. На дне шахты скопилась небольшая лужа. Это не грунтовые воды – через вход и вентиляционные окна сюда попадают осадки и вода с асфальта. Такое количество воды ни чему не угрожает, тем более, что кабели подняты над полом почти на метр. Как с горькой иронией признаются работники МКС, от граффитчиков их объекты страдают больше, чем от непогоды.
Второй коллектор, на восемь метров глубже, находится как раз под путями Московского центрального кольца и Третьим транспортным кольцом. Он специально заглублен для того, чтобы конструкции меньше испытывали воздействие вибраций от движения машин и поездов. Хотя, когда по кольцу проходят быстрые Ласточки, небольшая тряска чувствуется. Сами по себе коллекторы напоминают небольшие туннели метро – они прокладываются таким же щитовым способом, только с использованием проходческих щитов меньшего диаметра. В коллекторе совершенно сухо и прохладно – тут круглый год держится температура около пяти градусов.
В полу вдоль всего нижнего коллектора проходит небольшой желоб. Вода, которая попадает на пол, скапливается в нем. Желоб подходит к решетке в полу. Здесь установлены насосы, которые включаются автоматически по команде датчиков затопления и перекачивают попадающую в коллектор воду в канализационные трубы Мосводостока. Но сегодня работы у них нет. Именно это и хотели продемонстрировать сотрудники кабельных систем – весна в разгаре, а кабели в безопасности.
«Несмотря на рекордно снежную зиму и стремительное таяние снега весной, в аварийном режиме насосы у нас не работали. На данный момент коллектор сухой, насосы включаем в штатном порядке», — рассказал замначальника цеха эксплуатации кабельных линий филиала МОЭСК «Московские высоковольтные сети» Антон Точилов.
И поскольку таяние снега в Москве почти закончилось, в ближайшее время кабельные сети вернутся к нормальному режиму работы!
Алексей Поляков
Метки: кабельные коллекторы, коллекторы, москва, энергетики, ЮАО