История промышленных предприятий Москвы — это судьбы целых районов и нескольких поколений их жителей. На заводах, фабриках и в рабочих кварталах сформировалась особенная культура, которая определяла не только способ организации производства, но и влияла на досуг, творческую активность горожан.
Спустя годы можно взглянуть на индустриальную культуру с некоторой дистанции, переосмыслить и проанализировать ее. Именно такие задачи стояли перед участниками конкурса Индустриальная арт-резиденция ЗИЛ.
Организаторы предложили художникам, режиссерам, хореографам подумать над этими вопросами и попробовать найти ответы в художественных работах, городских акциях и любых других творческих формах. Победители получили финансовую поддержку на реализацию, техническое и информационное сопровождение проекта.
В декабре авторы работ и сотрудники культурного центра ЗИЛ подготовили их презентацию. Специально для всех собравшихся была организована экскурсия по экспозиции.
«Проект представляет собой серию графических листов, выполненных в технике высокая печать (гравюра на пластике) и посвящен зданию культурного центра ЗИЛ, построенного братьями Весниными в 1937 году и являющегося одним из самых ярких образцов архитектуры авангарда. В процессе создания эскизов и изучения материалов, я выделила основные и наиболее характерные формы здания, части его конструкции, элементов интерьера и архитектуры. Они были стилизованы и упрощены в графические формы-знаки, ставшие для меня своеобразным конструктором», — рассказала художник-иллюстратор Татьяна Лапонкина.
Ее работы выполнены в стиле конструктивизма, к которому когда-то стремились архитекторы, проектирующие здание культурного центра ЗИЛ.
Также организаторы отметили проект Ирины Мурашовой «Руками». Студентка МГАХИ им. Сурикова сделала основным элементом руки рабочего человека.
«Когда говорят “руки рабочего” сознание автоматически воспроизводит стереотипную картинку. Крупные, жилистые кисти с крепкими пальцами, вздувшимися венами, сильные и грубые руки. Однако если рассмотреть, например, руки слесаря или токаря за работой и абстрагироваться от инструментов, станка, пространства завода, те же кисти приобретут новые качества. Такие руки могут принадлежать и дирижеру, и хирургу, и скрипачу. Это наблюдение и легло в основу моей работы», — отметила автор проекта.
Надо сказать, что зрители с интересом рассматривали проекты и обменивались мнения.
«Это достаточно интересная экспозиция. Если честно, мы не сразу поняли, в чем тут суть. Но углубившись в саму тему проекта, отметим, что есть столичные творческие личности, которые видят в нашем таком вот промышленном прошлом, что-то особенное и тем самым создают что-то интересное и даже прекрасное. Пожалуй, многим молодым ребятам стоит посмотреть данную выставку и поближе познакомиться с таким видением истории нашей страны», — отметили жители района, супруги Владимировы.
Напомним, что ознакомиться с выставкой можно до 19 января. Культурный центр ЗИЛ расположен по адресу: ул. Восточная, д. 4, корп. 1.
Александра Сарычева, фото автора
Метки: выставка, ЗИЛ, Индустриальная арт-резиденция, ЮАО