В этом году бывший автогигант страны – завод ЗИЛ отмечает 100-летие со дня создания. Машины, сошедшие с его конвейера, стали символами ушедшей советской эпохи. Многих из них сегодня не увидишь на столичных дорогах, разве что на бескрайних просторах нашей необъятной страны. Однако в Москве есть люди, бережно хранящие эту историю.
Несколько десятков автомобилей сегодня находятся в одном из гаражей на территории заводоуправления. Смотришь на эти машины, трогаешь холодное железо, но кругом лишь тишина заводского ангара. Но стоит только сесть в одну из них, как тут же воспоминания уносят в далекое прошлое.
«Пропадай моя телега все 4 колеса. Даёшь автомобиль!» (прим. ред. — то же, что «где наше не пропадало»). Плакаты с таким лозунгом пестрели в начале 20-х годов прошлого века на улицах Москвы. Именно тогда и появился первый грузовой автомобиль АМО-Ф-15. Историки называют его прадедушкой российского грузового автопрома и первым блином, который, как известно, всегда получается комом. С виду и правда кажется, что это телега на колесах. Меж тем достоинства этой машины по тем временам были неоспоримы. Первая красная десятка проехала у стен Кремля во время демонстрации на Красной площади 7 ноября 1924 года. А потом их отправили в автопробег Москва – Ленинград – Смоленск – Москва. Тогда-то машины и доказали свою надежность. Большой путь советского автопрома открыл именно этот маленький грузовик АМО – гордость музейной коллекции ЗИЛа.
Можно только представить, сколько людей тогда мечтало проехать или хотя бы посидеть в кузове этой чудо-телеги! Зато, как оказалось, водителям было в машине не очень удобно. Сиденье в кабине располагалось высоко и близко по отношению к рулю, который был с правой стороны. У водителей от долгой езды болел позвоночник. В холодное время года сильно задувало в ноги.
«Тут ревматизм схватить – в два счета», – жаловались те, кому посчастливилось в то время сидеть «за баранкой».
И все же машина развивалась. На платформе Ф-15 уже с 1925 года стали выпускать модель для пожарных, а также скорой помощи. Серийное производство продолжалось всего семь лет. Прогресс не стоял на месте и Ф-15 в тридцатых годах уступил место ЗИСам, а несколькими годами позже и ЗИЛам, модели которых также хранятся сегодня на территории заводоуправления.
К слову, в то время автомобили привлекали большое внимание не только водителей, но и режиссеров. Многие модели завода имени Лихачева сегодня можно увидеть благодаря им в любимых отечественных фильмах. Например, Эльдар Рязанов снял в «Старых клячах» легковой автомобиль конца 1930 – начала 1940 годов ЗИС-101. Он имел кузов типа «лимузин». Специально для Рязанова «Мосфильм» приобрел представительский автомобиль, который якобы принадлежал Берии. По задумке режиссера он совершал настоящие чудеса техники: ездил по рельсам метро, плавал по Москве-реке, а также опускался под воду. ЗИЛы разных модификаций можно увидеть в таких фильмах, как «Карьера Димы Горина», «Весна на Заречной улице», «Перехват» и др. А еще ЗИЛ-130 имел разные профессии. Но одну из самых ярких ролей в кино сыграла «аварийка». Помните зиловский автомобиль аварийной службы «Горсвет» в фильме «Ночной дозор»?
Стоит отметить, что московский завод еще в середине тридцатых годов сумел стать флагманом отрасли. На протяжении нескольких десятилетий здесь выпускали грузовые и легковые автомобили, автобусы, гоночные машины, спецтехнику, вездеходы, велосипеды и даже холодильники.
Особый след в истории оставили автомобили высшего класса. Еще до Великой Отечественной войны на заводе был создан цех ручной сборки лимузинов штучного производства. Их производили для высших партийных чинов страны, начиная со Сталина. Ходят слухи, что после войны при выпуске первой версии бронированного лимузина ЗИС-115 он довольно оригинально проверил ее защищенность. Якобы Сталин предложил конструкторам испытать безопасность, находясь внутри машины. В результате после обстрела из автоматов в салоне не было найдено ни одной пули. Комиссия сразу приняла автомобиль.
Еще одна страница истории связана с выпуском двух седанов представительского класса ЗИЛ-4102 для четы Горбачевых. В конце восьмидесятых было собрано два опытных экземпляра, которым заводчане дали шутливые названия «Мишка» и «Райка». Но в результате борьбы с привилегиями одну из них утилизировали. До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка», которая также хранится сегодня в запасниках завода. Кто знает, возможно, когда-нибудь она получит прописку в одном из музеев и предстанет во всей красе, как одна из легенд ушедшей эпохи. Эпохи по имени ЗИЛ.
Анна Ткаченко
Метки: Даниловский район, завод, ЗИЛ, москва, ЮАО