На оживлённой улице Восточная, бок о бок с торговым центром возвышается древняя крепостная стена Симонова монастыря и основательная сводчатая башня. Сегодня уже мало что напоминает о былой славе основанной ещё в XIV веке обители, а ведь в прежние времена она была одной из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и материальные ресурсы. Пользовался монастырь и расположением монарших особ: старший брат Петра I царь Фёдор Алексеевич даже имел здесь собственную келью для уединения.
Изначально обитель была основана учеником и племянником Сергия Радонежского Фёдором (он, кстати, был духовником Дмитрия Донского), но произошло это не на этом самом месте, а вниз по течению Москвы-реки, на землях, которые пожертвовал церкви боярин Степан Ховрин, в иночестве ставший Симоном. От этого и произошло название монастыря.
Первой церковью, появившейся на его территории, стал храм Успения Богородицы, возведённый ещё в 1405 году. Кстати, в его перестройке в конце XV веке принимал участие ученик Аристотеля Фиораванти. Другое известное имя, связанное с этой обителью – Фёдор Конь. Под руководством древнерусского зодчего вокруг Симонова монастыря были возведены новые крепостные стены с мощными башнями. Каждая из них имела своё название – Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота 7 м.
Эти мощные преграды не раз отражали налёт вражеских войск и сослужили славную службу в деле обороны города. Так, в 1591 году, во время нашествия татарского хана Казы-Гирея, обитель успешно противостояла крымскому войску. В 1606 г. царь Василий Шуйский направил в монастырь стрельцов, которые вместе с монахами отражали набеги войск Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.
Сохранившаяся до сегодняшнего дня церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1667-м царем Фёдором Алексеевичем, который очень любил Симонов монастырь. Кстати, сегодня это единственный храм в столице, где службы проходят с сурдопереводом, поэтому сюда стекаются глухие и слабослышащие люди со всего города.
Окрестности монастыря были любимым местом загородных прогулок москвичей. Их увековечил Николай Карамзин в своей повести «Бедная Лиза». Водоём у стен обители сначала назывался Святым озером, а позднее превратился в Лисьин (Лисин) пруд и стал вдруг самым знаменитым водоёмом, местом массового паломничества читателей, и оставался таковым в течение долгих лет. Московская легенда превратила Лисин пруд в Лизин. В тридцатые годы ХХ века он был засыпан и на этом месте высажены деревья.
В это же время все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Сегодня мы можем полюбоваться только южной частью стены и тремя башнями. Но парк «Липки» у подножия обители – по-прежнему любимое место отдыха москвичей.
Вероника Цыганова
Метки: Даниловский район, москва, Симонов монастырь, ЮАО