Квартал, расположенный между улицами Шаболовка, Хавская, Лестева и Серпуховской вал, на первый взгляд, может показаться вполне типичным для жилой застройки раннесоветского периода – утопающие в зелени шести-семиэтажные дома, покрытые белой и бежевой штукатуркой. Удивляться здешней архитектуре как-то не принято: богатством декора эти дома не выделяются, да и глаз местного жителя к ним давно привык – большинство из этих домов построены в конце двадцатых – начале тридцатых годов. Между тем, этот квартал можно считать самой настоящей достопримечательностью – именно здесь восемьдесят с лишним лет назад закладывались основы новой архитектуры новой страны. Основы архитектуры авангарда.
В двадцатые годы, когда эти дома только готовились к строительству, территория нынешних районов Даниловский и Донской была настоящей окраиной и была похожа скорее на деревню, застроенную бревенчатыми деревянными домами высотой в один-два этажа. Однако молодое советское государство уже тогда планировало сделать эту местность площадкой для грандиозного эксперимента, который начался с возведения Шуховской телебашни – ее закончили к 1922 году. Ее конструкция была по-настоящему новаторской для тех времен, и, когда она была готова, эксперимент продолжился. За несколько лет в окрестностях Шуховской башни появился целый квартал из жилых домов, спроектированных в духе конструктивизма и авангарда. Если говорить непосредственно о Хавско-Шаболовском жилмассиве, то интересен он, как минимум, своей планировкой. Из Г-образных домов, поставленных углом, архитекторы Блохин и Травин создали динамичную композицию, расположенную как бы по диагонали к существующим улицам. Просветы-аллеи смотрели на башни Донского монастыря, а углы домов – на Шуховскую башню.
Приметы того времени – не только в архитектуре, но и в функциональном наполнении зданий, задуманном их создателями. В окрестностях Шуховской башни в те годы появилось множество строений, призванных воплотить в быту социалистическую идеологию. Так, здесь возникли дома-коммуны, фабрики-кухни, первый в Москве крематорий, Донские бани. В основе этой архитектуры лежала идея совместного проживания всех трудящихся. Поэтому в домах-коммунах имелись общие кухни, общие бани, общие места отдыха. Имелась тут и эстетическая составляющая. «Основные направления мысли тогдашних архитекторов – это рациональная организация пространства и функциональность, а также минимум затрат на украшения, – рассказала «Даниловскому вестнику» историк архитектуры и руководитель Центра авангарда на Шаболовке Александра Селиванова, – считалось, что красива конструкция сама по себе. В качестве примера такой эстетики Моисей Гинзбург, знаменитый архитектор-конструктивист тех времен, часто приводил устройство аэроплана. Он говорил, что в аэроплане украшений нет, однако он летает и он красив. Архитектура должна быть устроена как авиастроение. В качестве главных эстетических категорий – чистые ровные поверхности и контрастные яркие цвета».
Всего через несколько лет после появления Хавско-Шаболовского жилмассива, тенденции в советской архитектуре сменились. На место авангарда и конструктивизма пришел сталинский ампир, величественный и помпезный – особенно по сравнению с лаконичностью и простотой авангарда. Довольно скоро этот стиль стал восприниматься горожанами как классика – и остается таким и сейчас. Так же и конструктивистские здания – даже спустя почти 100 лет, в XXI веке, выглядят современно, стильно и подчас футуристично, несмотря на свой очень солидный возраст.
Сейчас здесь тихо, спокойно и уютно. За прошедшие со времен застройки десятилетия высаженные между домами молодые деревца выросли и сделали лабиринт этого квартала похожим на парк. Район, который когда-то был окраиной, уже давно стал практически центральным. Многие из зданий успели обветшать. Однако есть ощущение, что дух эпохи 1920-х, запечатленный архитекторами в этих домах и в Шуховской башне, по-прежнему живет в Хавско-Шаболовском массиве, придавая району какое-то особенное, ностальгическое обаяние.
Подготовил Василий Кондрашов