Новости

Рабочие моменты московской повседневности: Даниловский район и вся столица – глазами австрийских художников (Фото и видео)

29/05/2015

Даниловский район принимает гостей из Европы. А если сказать точнее, то художники и кураторы выставок галереи «Пересветов переулок» принимают у себя своих коллег из Австрии. Австрийцы Катарина Груцай, Эгинхарц Кантер и Вольфганг Лернер провели в столице почти месяц, исследуя различные интересные места. Главным объектом их наблюдения стал Даниловский район. А результатом трех недель, проведенных в Москве – выставка «После конца истории», которая открылась в галерее «Пересветов переулок» на этой неделе. Специально к открытию была организована встреча-дискуссия, в которой приняли участие все, кто имеет отношение к созданию новой экспозиции – гости галереи, сами художники, кураторы выставки Джудит Штокль и Джулия Тамиаццо из некоммерческого фонда On Site, представители Австрийского культурного форума в Москве и Объединения «Выставочные залы Москвы» в лице арт-директора галереи «Пересветов переулок» Ларисы Гринберг. Именно она первой взяла слово в самом начале встречи.

«Надо сказать, что для галереи «Пересветов переулок» этот проект – первый опыт международной арт-резиденции, – отметила Гринберг. – Все работы, которые представлены на выставке, создавались здесь, в Даниловском районе, и выставляются впервые».

Самый масштабный экспонат выставки встречал гостей уже у входа в галерею. Рядом с крыльцом выставочного зала появилась большая клумба, на которой красными цветами написано: «Краденые цветы лучше растут». Чтобы рассмотреть инсталляцию более детально, собравшиеся переместились на улицу – небольшая групповая экскурсия по экспозиции «После конца истории» началась здесь. Пока гости галереи рассматривали первый экспонат, его автор Эгинхарц Кантер при помощи переводчика рассказывал о своем замысле. А суть его в том, чтобы совместить цветочную клумбу, «стилистически привязанную к традициям советского ландшафтного дизайна, с русской негласной мудростью «краденые цветы лучше растут». Как отметил Кантер, было бы здорово, если бы эти цветы постепенно разобрали жители окрестных домов.

Затем участники встречи-дискуссии вернулись в зал – чтобы оценить творческий результат московских недель двух других художников – Вольфганга Лернера и Катарины Груцай. Выставочное пространство внутренних помещений галереи заняли фотографии. На них – «антропологические места», места «идентичности, отношений и истории», как говорится в официальном пресс-релизе. А если конкретнее – задворки Симоновского монастыря, стадион завода «Динамо», здания завода имени Лихачева, бетонные заборы, часть пешеходного моста через третье транспортное кольцо недалеко от Автозаводской. Интерес к таким, казалось бы, неинтересным местам, к сугубо функциональным или забытым объектам, обусловлен художественным замыслом автора этих фотографий Катарины Груцай.

«Когда мы приехали в Москву, то узнали, что многие места, которые я планировала посетить, уже исчезли или выглядят по-другому, — рассказывает художница. — И я сразу поняла, что хотела бы сделать проект, посвященный изменениям, перестройке и новому использованию территорий».

Таким образом, автором была проделана отчасти культурологическая работа – ведь, если разобраться, все эти задворки тоже являются частью нашей жизни, нашего повседневного обихода, культуры и истории, причем не в меньшей степени, чем памятники и официальные мемориалы.

«Второй мотив, который меня интересует,  – продолжает Катарина, – это то, как история становится музейным достоянием, как она воспроизводится с помощью реликвий и экспонатов». Этот мотив отражен в серии фотографий, сделанных в музее космонавтики на ВДНХ – на них изображены аккуратные пожилые музейные смотрительницы рядом с луноходами, деталями орбитальных станций и космических кораблей. То, что когда-то было на орбите, в тысячах и тысячах километрах от поверхности Земли, теперь вошло в повседневный обиход женщин, которые работают в музее.

Как сообщается на сайте Департамента культуры Москвы, цель выставок такого формата – содействовать культурной мобильности и межнациональному культурному обмену. По итогам первого дня работы выставки «После конца истории» можно сказать, что задача была выполнена в полной мере – после экскурсии по экспонатам гости галереи еще долго общались с австрийскими кураторами и художниками, и культурный обмен действительно состоялся. Кстати, в 2016 году он будет продолжен — планируется организовать аналогичный проект, в рамках которого уже российские художники отправятся в Вену.

А пока что любой желающий может взглянуть на родные места глазами молодых австрийцев – выставка будет работать до 17 июня по адресу Пересветов переулок, д. 4/1.

Подготовил Василий Кондрашов

 


DSC_9874 DSC_9876 DSC_9878 DSC_9879 DSC_9880 DSC_9884 DSC_9891 DSC_9903 DSC_9906 DSC_9916 DSC_9918 DSC_9922 DSC_9929 DSC_9932 DSC_9949 DSC_9964 DSC_9968 DSC_9973 DSC_9979

Выбор редактора