Новости

Зарождение местного самоуправления в России (часть III)

01/03/2015

spasskaya-tower-177837_1280После смерти императрицы Екатерины II новым монархом становится ее сын Павел. Император стал впоследствии  известен тем, что  пытался  упразднить все начинания своей матери. Контрреформация затронула и сферу  местного самоуправления.

Начало изменениям положило утверждение документа под названием  “Устав столичного города Санкт-Петербурга”, после чего был принят ряд аналогичных документов в других городах. Сутью изменений стало учреждение так называемых ратгаузов (нем. rathaus — дом совета), новых органов власти на местах, задачей которых было перераспределение полномочий на местах в сторону власти исполнительной. Ратгаузы, которые должны были заменить органы местного самоуправления, сами напрямую управлялись представителями центральной власти.

Подводя итог недолгого правления Павла I, можно сделать вывод о стремлении центральной власти ограничить власть местную. Однако этого сделать не удалось, нововведения, заработавшие при императрице, уже сильно укоренились в государственном аппарате.

Следующим русским монархом становится Александр, внук Екатерины II, при вступлении на престол взявший на себя обязательство продолжить начинания императрицы. Он практически сразу отменяет ратгаузы, созданные Павлом, и воссоздает систему, запущенную до его отца. Теперь основными органами местного самоуправления становятся Думы, а в городах с немногочисленным населением — ратуши,  на эти учреждения были возложены административные и судебные дела.

Думы начали делиться на «общие» и «шестигласные». В учреждениях стали заседать «гласные». Эти люди избирались по районам внутри каждого сословия. Из участников общей Думы делегировались участники Дум шестигласных. У каждого такого органа был глава, который избирался представителями всех сословий.  Проходить в Думу могли горожане в возрасте от 25 лет, которые обладали капиталом не менее 50 рублей либо активами сопоставимыми по стоимости. В  подчинении у Дум были торговые депутации, торговые городские старосты. Они выполняли приказы муниципальных властей.

Помимо Дум, в городах существовал еще один орган местного самоуправления – депутатское собрание. В него входили городской голова, а также депутаты, представляющие все сословия.

Функции шестигласной Думы были следующими: общественные, хозяйственные, торговые, финансовые и судебные дела. Некоторые историки объединяют перечисленные функции в две группы — общественные и общегосударственные. Депутаты шестигласных Дум в основном занимались городским хозяйством, то есть  городскими доходами и расходами, однако народные представители не могли устанавливать свои сборы.

Городские расходы  делились на три части. Одна часть шла на содержание самой системы самоуправления, другая на расходы по строительству и содержанию школ и «богоугодных заведений». Дума обязана была составлять ежегодные сметы доходов и расходов, под контролем губернатора.

Данная система просуществовала до конца правления императора Николая I. Если взять некоторые источники, то можно встретить картину, описанную чиновниками, исполнявшими контрольные функции,  имеющими свой взгляд на систему самоуправления. По их описанию, большая часть населения уклоняется от выборов. Также была большая неразбериха в организации выборов и выполнении депутатами своих полномочий.

Параллельно проходил процесс по перераспределению властных полномочий из рук генерал-губернаторов, которые превратились в самовластных правителей порученных территорий. Через некоторое время эту должность ликвидируют в большинстве территорий, оставив лишь в некоторых окраинах империи из-за местной специфики и особого порядка управления в этих местах.

В то время  система местного самоуправления носила ярко выраженный сословный характер, при этом у дворян было гораздо больше прав и полномочий. Заметим, что в стране все еще существовало крепостное право, которое не давало возможности быть вовлеченным в процессы местного самоуправления большинству населения страны.

Выбор редактора