На территории нашего района расположен один из самых известных футбольных клубов страны — московское «Торпедо».
Датой основания клуба считается 1930 год, когда была образованна футбольная команда автомобильного завода АМО на базе футбольной команды РДПК (Рабочий дворец «Пролетарская кузница»). В сезоне 1931 года она уже дебютировала в недавно созданном первенстве Москвы. Первые годы автозаводчане не блещут результатами, приходя к финишу, как правило, на 5-ых – 6-ых местах.
Название «Торпедо», впервые появляется на первом объединенном чемпионате станы. В те годы за команду играли известные Константин Рязанцев, Пётр Петров, и, впоследствии выдающийся тренер, Виктор Маслов. Тренерами клуба были Сергей Троицкий, Сергей Бухтеев. В критическое время, отстоять свое право выступать в высшем дивизионе, команде помог Константин Квашнин.
В тридцатые годы наша команда была крепким середняком чемпионата. В 1941 году первенство СССР было прервано, началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны, одна часть футболистов ушла на фронт, другая принимала участие в эвакуации своего завода.
Организовать регулярный чемпионат во время войны, было важной задачей для властей: оставшимся в Москве жителям нужно было дать понять, что жизнь продолжается, начинается постепенное восстановление привычного довоенного быта, люди постепенно возвращается к нормальной жизни. Первые футбольные матчи были проведены в уже в 1942 году, а в 1944 торпедовцы заняли первое место в чемпионате города.
В послевоенные годы наш клуб возглавил Виктор Маслов, он начал подбирать сильный костяк. В команду пришли нападающий Александр Пономарёв, крайний нападающий Антонин Сочнев и защитник Агустин Гомес (иностранец остался в СССР после турне юношеской сборной Басконии в 1937 году).
Результаты не заставили себя ждать. В 1946 году команда финишировала четвёртой, пятое место было занято в 1947 и 1948 годах, четвёртая позиция в 1949 году. В 1947 автозаводцы впервые в своей истории вышли в финал Кубка страны. К сожалению, с первого раза трофей взять не удалось, матч был проигран московскому «Спартаку» со счетом 0:2.
Несмотря на поражение, победный вектор движения уже был взят. Спустя два года команда выигрывает первый трофей. В 1949 году автозаводцы выигрывают Кубок Советского Союза, а в 1952-ом повторяют успех. Однако после взятых вершин неизбежно следуют спады. В 1952 году уходит последний из закаленного войной поколения игроков — капитан команды Александр Пономарев.
С 1953 года историки клуба начинают отсчитывать новый цикл. Постепенно в команду начинают приходить молодые игроки, впоследствии создавшие костяк золотого поколения, достижения которого автозаводцам так и не удалось превзойти до сегодняшнего дня. В этот год начинает играть за основной состав пока еще никому не известный 19-летний Валентин Иванов, в будущем гениальный игрок и тренер.
Некоторое время спустя в команду вливаются защитник Леонид Островский, нападающий Слава Метревели, а также Геннадий Гусаров. Позже возвращается в клуб тренер Виктор Маслов. В его распоряжении уже есть полный набор великолепный набор исполнителей, золотая корона выплавлена и украшена драгоценными камнями, не хватает только главного бриллианта.
В 1954 году в команду приходит новый игрок, почти мальчишка, 17-летиний Эдуард Стрельцов. Этого человека впоследствии будут называть самым талантливым игроком в истории страны, «русским Пеле», «голевой машиной». Сразу же после появления в команде, он дебютирует за взрослый состав, и вызывается в национальную сборную. Результат его игры за основную команду страны просто поражает: два хет-трика в первых двух матчах. Игрок прямиком направляется на вершину мирового футбольного Олимпа. В дебютный год он уже в десятке претендентов на самый престижный индивидуальный трофей в мировом футболе – «Золотой мяч».
В следующей статье посвященной истории клуба мы расскажем о лучших годах нашей команды и удивительных поворотах в судьбе ее главной звезды — Эдуарда Стрельцова.
Новости
Футбольная команда района. Часть первая
27/02/2015