Многих интересует: зачем Москве выборы мэра? Вопрос не праздный и не очевидный, поскольку последние годы столица неплохо функционирует и развивается и при назначенном градоначальнике. Стоит ли менять процедуру, которая уже демонстрирует свою эффективность?
Отвечая, «зачем нужны выборы в Москве», политики и политологи, социологи и публицисты привычно произносят: «легитимность»! При этом очень редко расшифровывается значение данного термина. Что вообще он значит? И все ли участники политического процесса понимают под легитимностью одно и то же? На самом деле легитимность — это согласие народа с властью, не больше и не меньше. Легитимность — тот идеал, который, как помнят представители старшего поколения, декларировала советская власть, утверждая, что «народ и партия едины». То есть легитимность означает, что граждане признают за властью право принимать и реализовывать решения, одобряют ее действия или, как минимум, согласны ее терпеть.
Еще один принципиальный момент: в понятии легитимности власти содержатся два аспекта. С одной стороны, люди оказывают доверие самому институту власти.
С другой — ее действиям и мероприятиям, принятым законам и проводимым реформам. С первым аспектом легитимности в России всегда было неплохо: признанием и поддержкой института власти по большей части пользовались еще цари и императоры России, генеральные секретари ЦК КПСС, а в наше время — Президент РФ.
Именно благодаря этому возможна и действенна сама процедура назначения столичного мэра; можно с уверенностью сказать, что кого бы президент страны ни назначил градоначальником Москвы, граждане одобрят и поддержат это назначение.
Собственно, в том, что сам институт власти традиционно пользуется в России поддержкой населения, неоднократно убеждались вторгавшиеся в нашу страну враги: и поляки в XVII веке, и французы в XIX, и немцы в XX веке. Те, кто рассчитывает на отсутствие в стране согласия между народом и властью, чаще всего жестоко обманываются.
Однако в наше время на передний план выходит другой аспект легитимности, ее более высокий уровень, а именно одобрение гражданами действий властей, в нашем случае — действий, осуществляемых в Москве. Вот с этой-то стороной легитимности в России всегда были проблемы. Не надо далеко ходить, достаточно назвать события недавнего прошлого: «финансовая реформа» Павлова, чековая приватизация, залоговые аукционы, сокращение бюджетной сферы, да мало ли что еще, каждый сам может вспомнить. Все эти и многие другие мероприятия, осуществлявшиеся властями, никоим образом одобрением и поддержкой населения не пользовались и правомерными не признавались.
Но времена меняются. Так, в Москве власти отказались от уплотнительной («точечной») застройки, модернизируют дорожную сеть, начинают активную борьбу с нелегальной миграцией, наводят порядок в сфере образования (зарплату учителям подняли настолько, что вакансий в школах столицы просто нет), ликвидировали очередь в детские сады… И теперь, инициировав выборы мэра 8 сентября, власть хочет знать: одобряют, поддерживают ли москвичи ее действия. Значит, правы те эксперты и наблюдатели, которые утверждают, что столичные выборы имеют подспудный характер референдума о доверии. Вот почему власти кровно заинтересованы, чтобы выборы прошли максимально прозрачно, с соблюдением всех нюансов законодательства и с хорошей конкуренцией: только так можно узнать, как москвичи относятся к тому, что делается в городе. Иначе затевать все мероприятие не имело никакого смысла.
Что же делать нам, горожанам? У нас есть шанс выйти на новый уровень легитимности, связанный не просто с существованием власти как таковой, а с ее конкретными делами. Этим шансом грех не воспользоваться._