Новости

Петр Термен: Все мое детство прошло с голосом терменвокса

22/01/2018
Петр Термен
Петр Термен

Правнук изобретателя терменвокса Льва Термена, музыкант Петр Термен выступил в галерее «На Шаболовке» в пятницу, 19 января, а после рассказал «Даниловскому вестнику» о себе, своем отношении к музыке, концертах, планах и о первом электронном музыканте – Владимире Ленине.

— Расскажите, как прошел концерт в галерее «На Шаболовке»?

— Это был довольно необычный концерт. Он состоял из  моих авторских импровизаций, в которых использовался только терменвокс + fx эффекты. Я  записывал голос терменвокса в режиме реального времени, создавая «лупы» и добиваясь многоголосной и довольно сложной музыкальной структуры, также использовал терменвокс как midi-контроллер. Это некое звуковое погружение, балансирующее на грани разных жанров, экспериментальная импровизационная сторона терменвокса.

Публика была замечательная – очень разная, но одинаково внимательно и бережно относящаяся к звуку.

— Ваш прадедушка Лев Термен изобрел терменвокс еще в начале 20 века. Расскажите об истории инструмента, был ли он распространен и популярен тогда и как обстоят дела сейчас?

— Терменвокс появился в Петрограде в 1919 году. В это время Лев Сергеевич возглавлял  лабораторию в Физико-техническом институте под руководством академика Иоффе. Инструмент был представлен на  электротехническом съезде в Москве в 1921 году и вызвал колоссальный интерес. А в 1922-м  терменвокс зазвучал в кабинете Владимира Ленина, он даже попробовал поиграть. Я часто шучу, что Ленин как бы стал первым электронным музыкантом.

В 1927-м году терменвокс прозвучал в Европе: Германия, Франция, Великобритания с восторгом встречали «музыку сфер», а в 1928-м году концерты Льва Термена проходили в разных городах США.

Вообще, терменвокс стал символом электрификации звука не только в России, но и во всем мире.  Этот самобытный музыкальный инструмент с новым способом звукоизвлечения – большая редкость в истории музыки.

— Играть на терменвоксе Вас научил прадедушка? Когда Вы решили связать с этим инструментом свою работу и жизнь?

— К сожалению, так сложилось, что скорее прадедушка застал меня, нежели я его – я родился в 1991-м, а Лев Сергеевич умер в 1993-м.  Но мои первые годы жизни проходили в одной комнате со Львом Сергеевичем, всё мое детство прошло с голосом терменвокса: Баха и Рахманинова я впервые услышал на терменвоксе. Моя  бабушка, дочь Льва Сергеевича, Наталья Термен — замечательный исполнитель на терменвоксе, и моя  тётя Ольга (композитор и пианист),  репетировали дома. Безусловно, моё восприятие терменвокса было воспитано в семье, в то же время, инструмент никогда не казался чем-то «странным»  —  в доме всегда был терменвокс и рояль, для меня это были вполне естественные и прекрасные музыкальные инструменты.

Но впервые самостоятельно попробовал поиграть на терменвоксе я только в 2010 году, так сложилось, что в доме  была только одна работающая модель терменвокса, а когда она сломалась, мы стали искать современные варианты. Один из таких инструментов как раз достался мне, и постепенно моё общение с терменвоксом превратилось в целый ряд проектов.

— Сложно ли научиться играть на терменвоксе? Есть ли специальные школы или курсы?

— Всему научиться и просто и сложно – должна быть мотивация, время, силы, талант, это в любом деле так. В том числе и обучении на любом музыкальном инструменте. Школ терменвокса в мире мало: есть школа Масами Такеучи в Японии, наша школа – Russian Theremin School, нью-йоркский проект KidCoolThereminSchool, а также периодические слеты любителей терменвокса в Европе.

Сейчас у нас есть ученики в Москве, Петербурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и других городах.

— Какие бывают терменвоксы? Какие у них особенности?

— Все модели терменвоксов очень разные – каждый производитель делает довольно отличающиеся инструменты по тембру, диапазону, другим характеристикам.

Классическая модель терменвокса – с  двумя антеннами, есть модель у  которой есть только одна антенна – так называемый терменвокс «Системы Ковальского», есть матрёшка-терменвокс, который очень популярен в Японии.

— Где и как часто Вы выступаете? Кто приходит на концерты?

— Преподавание, концертная деятельность, лекции об истории  — это моя основная деятельность, так что график достаточно плотный.  Выступления проходили во Владивостоке, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Уфе, Казани, Нижнем Новгороде, Омске. В ближайшее время пройдут мероприятия в Сызрани, Париже, Москве, Нижнем Новгороде. Большим удовольствием для меня, конечно, было выступить на фестивале «Красная площадь» прошлым летом, а также поздравить Москву с днем рождения концертом терменвокса на Тверской улице.

Всегда приходит  очень разная аудитория – и по возрасту  и по сферам интересов. Терменвокс инструмент, который легко объединяет в одном зале очень разных людей.

— Какие музыкальные произведения можно исполнить на терменвоксе?

— Это одноголосный инструмент. Соответственно это могут быть любые одноголосные партии, выбор уже будет зависеть от предпочтений исполнителя, его возможностей и здравого смысла.

— Можно ли комбинировать игру на терменвоксе с другими музыкальными инструментами?

— Как и человеческий голос, терменвокс  — музыкальный инструмент, который нуждается в сопровождении. Это может быть фортепиано, гитара, орган, симфонический оркестр.

— Как Вы способствуете популяризации инструмента?

— Моя активная деятельность началась с цикла лекций об истории терменвокса, которые, начиная с 2011 года, проходили на самых разных площадках, и этот формат не теряет актуальности. Для меня очень важно, чтобы  слушатели не просто узнавали о терменвоксе, но и погружались в его историю, контекст, его уникальную эстетику.  Важно правильное позиционирование инструмента,  не просто бездумная популяризация.

И для меня очень важно и ценно, что после наших проектов всё больше людей в России начинают понимать и исторический контекст и разнообразие возможностей терменвокса. Не будем забывать, что это инструмент, которому рукоплескали Рахманинов, Тосканини, Крейслер, Эйнштейн.

Фото: официальная страница Петра Термена

Метки: , , , ,

Выбор редактора