Новости

Зарождение местного самоуправления в России (часть I)

06/03/2015

Местное самоуправление является системой организации населения, которая дает возможность решать самостоятельно вопросы локального значения, управлять общей собственностью, при этом учитывать интересы самих граждан, проживающих на определенной местности. Местное самоуправление является одной из базовых, структурных единиц создающих систему правового государства и гражданского общества.
Еще в эпоху Петра I в Российском государстве была учреждена бурмистрская палата в столице и земские избы в городах. Приказ об их учреждении датируется 30 января 1699 г. Важным новшеством для того времени стал выборный состав этих органов самоуправления. В функцию изб входил сбор доходов и распределение повинностей, которыми облагалось торгово-промышленное сословие. Руководили этими предтечами органов местного самоуправления избные старосты.
Но первым росткам народовластия было трудно пробиться через каменистую почву российского самодержавия. Уже в 1702 г. были отменены избные старосты, а их функции были переданы воеводам и выборным дворянским советам, без которых воевода не мог самостоятельно принимать решения. Что означало концентрацию полномочий у одного привилегированного сословия.
В 1713 г. часть функций местного самоуправления были переданы коллегии из губернатора и 8 — 12 ландратов – новых должностных лиц . В 1716 г. губернии были разделены на более мелкие административные единицы — доли, и ландраты были сделаны главами этих территориальных единиц. Сбором налогов теперь занимались земские камериры, комиссары и рентмейстеры.
Но и эта разновидность административной системы недолго продержалась при импульсивном Императоре. Уже в 1719 г. губернии были стали разделяться на провинции, которыми теперь управляли воеводы, после чего мы можем наблюдать замыкание круга и возвращение всех властных функций в руки одного чиновника.
Местные администрации, подчиненные воеводе, начали комплектоваться из земских писарей, надзирателей и других мелких чиновников. Естественно при такой системе управления бюрократический аппарат избавился от земских изб, упразднив их деятельность. По мнению многих историков, эта мера привела городское хозяйство в полный упадок.
Для того, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение провинциального хозяйства, Петр I еще раз изменил линию управления регионами и учредил по провинциальным городам выборные магистраты, а в столице — главный магистрат (1721). Еще одним важным шагом, урезавшим властные полномочия губернаторов и воевод, было изъятие из их рук судов.
Приблизительно в то время историки отмечают рост противостояния между бюрократическими органами — губернаторами и воеводами, которых поддерживают коллегии, с одной стороны, и земские элементы в уездном и городском управлениях и суде — с другой.
К сожалению, многие меры благоприятствующие становлению местного самоуправления уже при преемниках Петра были отменены. Уничтожается выборный суд и судебная власть передается губернаторам и воеводам (1727); упраздняются также и главный, и городовые магистраты. Губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти; в городах и уездах сохраняются, в виде лежащей на населении повинности, несколько выборных должностей, поставленных в полное подчинение воеводам. Такое безрадостная ситуация продолжала длиться вплоть до восхождения на престол Императрицы Екатерины II, при которой реформирование всей системы управления в регионах было перезапущено заново. На ее реформах в области местного самоуправления мы хотели бы остановиться подробнее, с них мы начнем следующую часть нашего повествования.

Выбор редактора