Новости

Как Шаболовка стала центром архитектурного авангарда

16/02/2015

В двадцатые годы территория нынешнего Даниловского района была глухой окраиной. Там, где в наши дни несутся по эстакадам автомобили, где, позвякивая на поворотах и высекая из проводов искры, плывут трамваи по асфальтовым улицам среди кирпичных и панельных домов, в те времена стояли бревенчатые деревянные строения в один-два этажа. Транспорт был преимущественно гужевой, да и вообще местность напоминала скорее деревню. Однако уже тогда было ясно, что перемены не за горами. Их первой ласточкой стала Шуховская башня, строить которую закончили в 1922 году. Так сложилось, что совершенно новаторская по тем временам конструкция стала одним из центров и главных ориентиров для новой архитектуры юго-западной окраины Москвы – архитектуры конструктивизма и авангарда, воплотившей не только новые эстетические принципы, но и принципы идеологические. В первые годы молодой советской власти активно велся поиск новых форм совместного проживания граждан нового государства.
Довольно скоро вокруг Шуховской башни появились первые в Москве дома-коммуны, фабрики-кухни. А также – радиостанция имени Коминтерна, Донские бани, Хавско-Шаболовский жилмассив группы АСНОВА, детские сады, больницы, крематорий и колумбарий. Шаболовка стала образцовым районом для того времени. Именно здесь – наряду с еще несколькими местами в Москве – рождалась новая эстетика. «Основные направления мысли тогдашних архитекторов – это рациональная организация пространства и функциональность, а также минимум затрат на украшения, – рассказывает историк архитектуры и руководитель Центра авангарда на Шаболовке Александра Селиванова, – считалось, что красива сама по себе конструкция. В качестве примера такой эстетики Моисей Гинзбург, знаменитый архитектор-конструктивист тех времен, часто приводил устройство аэроплана. Он говорил, что в аэроплане украшений нет, однако он летает и он красив. Архитектура должна быть устроена как авиастроение. В качестве главных эстетических категорий – чистые ровные поверхности, контрастные яркие цвета, даже некоторый супрематизм».
Однако, помимо эстетики, очень важную роль в обустройстве нового быта играла идеология – ее часто называют утопическим социализмом. В основе лежала идея совместного проживания всех трудящихся. Например, в домах-коммунах существовали общие кухни, общие бани, общие места отдыха. Люди новой эпохи не должны были, например, готовить что-то в своих квартирах (к слову, и не оборудованных кухнями) – вся пища готовилась централизованно и потреблялась совместно – в столовых. «Можно сказать, что архитекторы стали проектировать не просто дома, а жизнь нового советского человека, проектируя дома-коммуны, фабрики-кухни и прочее, — поясняет Александра Селиванова. — Вообще социально-политическое наполнение было очень важно в этой архитектуре».
Несмотря на это, советская власть практически не вмешивалась в творческие дела архитекторов. Однако всего через несколько лет, к началу 30-х, государственный курс сменился: градоначальники решили, что архитекторы зашли в ту область, которая по праву им не принадлежит. Как известно, Сталин имел определенные архитектурные предпочтения. С авангардом они не пересекались, и грандиозный эксперимент был прекращен. Оставшееся от него наследие ожидала разная судьба – одни здания были переоборудованы под новые цели, другие – снесены, третьи так и остались ветшать. О том, что вообще-то конструктивизм – это важная и ценная страница в истории архитектуры, а его произведения – практически классика, к XXI веку многие стали забывать. Многие – но не все. В Центре авангарда на Шаболовке об этом хорошо помнят, как и в галерее «Замоскворечье» (которая недавно получила новое название – «На Шаболовке»). Совместно с «Мастерской-ТАФ» (Театр архитектурной формы) эти организации устроили выставку под названием «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке».
«Выставка вполне органично выросла из всей нашей работы здесь, — рассказывает Александра Селиванова. — Еще с зимы прошлого года вместе с архитекторами, историками архитектуры, искусствоведами, градозащитниками и местными жителями мы очень активно занимались защитой Шуховской башни – мы считаем, что ее нельзя разбирать и переносить на новое место. Из нашего сотрудничества выросли различные культурные проекты – бесплатные экскурсии для всех желающих, выставочные проекты, уличные праздники и т.д. Сами собой стали складываться связи со всеми культурными учреждениями района, школами, коллежами. Мы поняли, что начал формироваться своеобразный Шаболовский культурный кластер. Целый район вместе с жителями и учреждениями осознал себя как ценный и привлекательный – в том числе туристически. В этом процессе активно участвовала галерея «Москворечье», которая теперь стала называться «На Шаболовке». В октябре в соседнем помещении открылся «Центр авангарда», которым я занимаюсь. И мы вместе задумали организовать целый цикл выставок, посвященных этому району. Эта выставка – первая, пилотная. С одной стороны, она историческая. Из всего многообразия памятников авангарда мы выбрали 8 типологически значимых объектов, о которых мы рассказываем как о модели для этой новой жизни. С другой стороны, она художественная – мы привлекли художников, которые придумали эти витрины, стенды и инсталляции».
К работе над выставкой также привлекли студентов колледжа «Баухауз-30», который расположен поблизости, – для того, чтобы понять, как нынешние дизайнеры и архитекторы воспринимают эту архитектуру, и показать это зрителям. Студенты писали эссе и создавали различные проекты, связанные с авангардом и здешними окрестностями. Эти работы заняли один залов галереи.
Впереди – новые проекты, связанные с Шаболовкой и авангардом. «Для нас очень важно привлекать местное сообщество и говорить о ценности этого района, — говорит Селиванова. — Возможно, это поможет спасти некоторые из памятников архитектуры, которые находятся под угрозой – например, 600-я школа, расположенная по соседству. С нее снят охранный статус. Большинство зданий здесь его также не имеют. Потеряны Донские бани (снесены), снесен дом серединные 30-х годов на Серпуховском валу. Мы думаем, что наши выставки и проекты, во-первых, способствуют популяризации этого наследия, а во-вторых, помогают людям осознать его ценность».
Погрузиться в мир архитектурного авангарда можно по адресу Серпуховский вал, д. 24, к. 2, в галерее «Замоскворечье» («На Шаболовке»). Выставка будет работать до 29 марта.
Василий Кондрашов

Выбор редактора